В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

       Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Цели и задачи школьной профориентационной работы

 Формирование у детей готовности к труду
 Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности
 Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии
Профориентационная работа в школе

 Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии

 Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии

 Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.

 Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов

 Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучении

 Основные компоненты профессиональной ориентации учеников

       Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

 Этапы профориентации в школе

       Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.

       Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию. Более подробно профессиональная ориентация в детском саду описана в нашем материале «Профориентация дошкольников».

В школьной профориентации целесообразно выделять

4 больших этапа,

отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:

   Начальная школа, 1-4 классы

  Средняя школа, 5-7 классы

  Средняя школа, 8-9 классы

  Старшеклассники, 10-11 классы

 Формы профориентационной работы в школе

Работа с учениками

Работа с родителями

 Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей

 Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии

 Экскурсии на предприятия, ВУЗы

 Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников

 Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов

 Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования

 Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами

 Проведение классных и общешкольных родительских собраний, анкетирование родителей

 Анкетирование учащихся

 Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул

 Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.)

 Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные)
Организационно-методическая деятельность

    Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников

   Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций

 
 
 
∼ Памятка "Правила выбора профессии"
∼ Памятка "Что нужно знать о здоровье, выбирая профессию?"
∼ Памятка "Советы школьникам"
∼ Тест "Определение основных мотивов выбора профессии"